Инновации на пользу семье и детям
В 2021 году АНО «Центр социальной поддержки «РУБУС» внедрил в деятельность технологию индивидуализации процессов подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей в статусе стажировочной площадки с Институтом социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР». В ноябре – декабре 2020 года обучение технологии прошли 3 специалиста организации по программе повышения квалификации «Внедрение индивидуализированного подхода в систему подготовки, сопровождения и поддержки замещающей семьи». С использованием инновационной технологии специалисты проводят занятия в Школе приемных родителей, данная работа делает подготовку в ШПР с учетом индивидуальной ситуации каждого слушателя. Групповые и индивидуальные консультации по оценке факторов риска дезадаптации кандидатов в приемные родители, выявление дефицитов знаний и навыков в развитии семейной системы, вызвали особый интерес и изменили представление родителей о своих возможностях. Учитывая опыт внедрения технологии индивидуализации заключен Договор о сотрудничестве с Институтом социальных услуг «ВЕКТОР» и создании на базе организации стажировочной площадки по внедрению инноваций в работе с замещающими родителями (Договор № 20-2-015978/12 от 25.12.2020). Внедрение инновационной технологии в работе позволит снизить риски возвратов детей из замещающих семей, обеспечит доступ специалистов и замещающих родителей к действующему супервизорскому сопровождению, к дистантной помощи семье в трудной ситуации.
Проект «Конструктор социальных практик НКО. Улучшение качества жизни детей в замещающих семьях» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Кто такой супервизор? Чем он занимается в центре «РУБУС»?
В нашем центре специалисты Ромашенко Надежда и Тахматова Юля обучаются в Институте социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР» по программе переквалификации на новую профессию «супервизор». Специфика работы и обязательства специалиста новой профессии способствуют повышению качества и эффективности деятельности организации и помогают руководителю принимать управленческие решения.
Основная задача супервизора заключается в профессиональном консультировании специалистов помогающих профессий, предоставлении им возможности отрефлексировать свои профессиональные трудности и свое профессиональное поведение, в оказании им поддержки и психологической помощи, в осуществлении контроля качества деятельности специалистов. Полученные навыки специалисты уже используют в разборе трудных случаев, с которыми встречаются специалисты организации. Проведено 5 встреч, приняло участие 4 специалиста нашего центра.
Интервью Института социальный услуг и инноваций «Вектор» со специалистами РУБУСА об участии в проекте «Обучение супервизоров»
Вектор:Расскажите о том, что вы и ваша организация делаете в рамках проекта КСП-3?
Рубус: Для нас сейчас важно применить полученные знания при ведении трудных случаев работы с семьей, адаптировать предложенную технологию под имеющиеся ресурсы. Специалисты прошли обучение на курсах и продолжают стажироваться в образовательном проекте Вектора, своими силами провели семинары по изучению и применению данного инструмента работы с семьей, а также заключили Соглашение о сотрудничестве и центр имеет статус стажировочной площадки в рамках внедрения инновационной технологии. Наполнили содержательной частью, практиками индивидуальные маршруты для кандидатов в приемные родители и семей, находящихся на сопровождении. Представили опыт центра на всероссийском форуме «Вместе ради детей» и на первом форуме осознанных родителей.
Вектор: Чем обогащает вас проект?
Рубус: Участие в проекте – это возможность улучшить качество работы с семьёй, приобретение новых профессиональных компетенций, возможность профессионального творчества в соединении технологии и имеющихся ресурсов, возможность получить экспертную поддержку специалистов проекта и общаться с коллегами в нашем округе, которые также проходят путь внедрения технологии.
Вектор: Какие изменения происходят?
Рубус: Структурирование работы, улучшение качества обслуживания, расширение перечня услуг для семей. Также мы видим, что гражданин активнее включается в процесс изучения и анализа рисков и ресурсов своей семьи, наблюдаем заинтересованное участие в предлагаемой работе по коррекции рисков.
Вектор: Чем отличается данный проект от других?
Рубус: Это общее дело для всего округа, создана команда специалистов округа, есть поддержка данной инициативы Департаментом, есть возможность получить экспертную поддержку от авторов проекта
Вектор: Чего не достает сегодня? Каких изменений хочется?
Рубус: Большего взаимодействия специалистов-практиков по обмену опытом внедрения. Большего количества времени на погружение в технологию, чтобы можно было всё-таки сначала наработать опыт, а потом «рапортовать». Создание нормативных документов, регламентирующих деятельность центра (положение, межведомственные регламенты и др.), привлечение к партнёрству организаций, которые также предоставляют услуги семьям.
Вектор: Что вы ожидаете от проекта?
Рубус: Получение проверенного долгосрочного инструмента в работе, позволяющего работать качественно, максимально эффективно для клиента и на хорошем профессиональном и творческом уровне для специалиста.
Обмен опытом с коллегами из других регионов России в освоении компетенций супервизора
Специалисты нашего центра Надежда Ромашенко и Юлия Тахматова приняли участие в межрегиональном проектно-аналитическом семинаре, направленном на обмен опытом в создании и внедрении Моделей обеспечения стабильности и качества инноваций в сфере защиты детства. Модели реализуются в пилотных регионах проекта «Конструктор социальных практик НКО-3: Стабильность и качество инноваций в сфере защиты детства», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. На протяжении 3-х дней была предоставлена возможность обсудить с коллегами из городов Пермь, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Тамбов, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Берёзово как внедряются инновации в организациях, какие трудности встретились и какие шаги были предприняты коллегами, чтобы новая услуга «Супервизия» стала доступна для специалистов помогающих профессий. Честный разговор коллег и профессиональная поддержка специалистов Института социальных услуг «Вектор» позволили увидеть, что необходимо предпринять и какие условия еще предстоит создать для успешной реализации проекта в нашем центре.